Урочище Тамгалы-Тас, Казахстан

Мангышлак-Алматы

Вернувшись из Малайзии, мы провели в Казахстане с месяц, приходя в себя и разбираясь с накопившимися делами. А после сорвались, и поехали на скальную смену в Тамгалы-Тас, что под Алматы. Нельзя так просто взять, и перестать путешествовать — как-то даже непривычно всё время сидеть на одном месте после стольких месяцев дороги.

Урочище Тамгалы-Тас, вид на реку

Смену устроил альплагерь Туюк-Су, с которым я сотрудничаю несколько лет по вопросам веб-разработки. На смене всех желающих обучают лазать по скалам, обращению со снаряжением и технике безопасности. Я ехал закрывать свой старый гештальт «разобраться со скалолазанием», и даже не удивился, когда по приезду обнаружился маршрут «Незакрытый гештальт».

Описание (гайдбук) и как добраться до места — http://steelinside.com/ili
О скальных сменах — https://alplager.kz/ili/

Добирались на поезде Мангышлак-Алматы. Конечно, плацкарт. По три дня в обе стороны, итого шесть дней стука колёс, очередей в туалет и храпа всех сортов. Вы эти, туристы, да? — спросил меня в первый день пассажир с места напротив, который видел, как мы протискивались с рюкзаками на свои места.

В поезде мы спали на верхних полках, читали книги, бесконечно пили чай и перекусывали, маялись от скуки и смотрели в окно на монотонные пейзажи. Нельзя не упомянуть, что по акции нам достался 3х-дневный экспресс-тренинг по смирению и отрешённости, что провели для нас некие Максатик и Мамуля, которые ехали на нижних полках. Максатику было четыре года, Мамуле в полтора десятка раз больше, и вместе они обучали терпению весь вагон. Ос!

Тамгалы-Тас

Мы прибыли в Алматы днём, обнаружив, что здесь тепло и солнечно — что нас обрадовало, поскольку информация о погоде на месте была весьма расплывчатой. Далее нас забрал человек из лагеря, и мы ехали на машине ещё два с лишним часа, мимо Капчагайского водохранилища и по степи к реке Или, где и расположено урочище Тамгалы-Тас.

Лагерь встречал нас разношёрстной компанией, в которой обнаружились и знакомые лица. Перезнакомившись со всеми, кого не знали, мы поставили палатку, и она смешалась с остальными, дополнив кэмпинг, что вольно раскинулся на речном берегу. Было тепло и хорошо: мы добрались, здесь река, степь, скалы и зелень, а завтра начнутся занятия.

Следующие дни прошли в едином режиме: утром мы завтракали, шли на скалы в трёх минутах ходьбы от лагеря, и занимались там до обеда. Обедали, занимались, приходили на ужин. Нам с Юлей выдали снарягу в виде обвязок, касок и скальников, и наш инструктор, Макс Тен, взялся за ликвидацию нашей скальной безграмотности. Максу следует дать орден за проявленную стойкость и терпение в те моменты, когда он убеждал Юлю не бояться и лезть дальше, или за объяснение мне в третий раз процесса перевязки верёвки на станции, когда от волнения всё вылетает из головы.

фото: Макс ТенНа третий день Юля подвернула ногу, сорвавшись на скале. Всё остальное время я катал её на себе, изображая арабского скакуна. Хорошо, что до поезда нога немного прошла, и мы смогли добраться до вокзала без особых сложностей. Я же продолжал заниматься, и с каждым днём получал всё больше острых ощущений — там, где для инструктора было в порядке вещей забегать по стенке в кроссовках, я полз в тугих скальниках как улитка, медленно и осторожно. Умом понятно, что верёвки и карабины прочные, и тебя страхуют, но спина всё равно холодеет, когда внезапно понимаешь, что сейчас твоё здоровье, а возможно, и большее, как никогда зависят только от твоих верных движений. Что-то кастанедовское в этой ответственности за свою жизнь, которую ты принял на себя сам. Ведь никто не заставлял лезть наверх, правильно?

Ответственность чувствуешь и когда страхуешь сам, когда на другом конце верёвки целый живой человек, который может сорваться, и только ты способен его поймать и удержать. Уверен, что лучшего тимбилдинга или семейной терапии не придумать, это стоит попробовать каждому.

Вечерами все собирались в большой палатке-шатре — столовой. Ужинали, пили чай, травили караваны историй. Каждый раз, когда мы показывались там с книжкой, собираясь почитать, пока есть свет и не вырубили генератор, книжка оставалась не у дел, потому что всегда находилась интересная тема для разговора. Компания подобралась что надо.

После насыщенного дня спали как убитые. Снились зацепы и верёвка.

Природа

Тамгалы-Тас — красивое место. Есть река, скалы и большие пространства для прогулок. Главной достопримечательность здесь являются расписанные петроглифами скалы — изображения Будды и комментарии к ним на старомонгольском языке (тодо-бичиг).

Рисунки Будды, по разным предположениям, были сделаны от пяти до десяти веков назад. По одной версии, изображение оставили буддистские миссионеры в X веке, когда после землетрясения в этом месте отвалился кусок скалы (который и расписали), что было расценено как знак вернуться в Индию. По другой, это сделали монгольские кочевники. Рисунки хорошо сохранились, и смотрятся весьма аутентично.

Выдержка из википедии:

Тамгалы́-Та́с («камни со знаками/писанные камни») — урочище у реки Или в 120 км к северу от города Алматы, где на скалах сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей. Среди петроглифов выделяют около тысячи скальных изображений, среди которых наиболее известными являются изображения Будды Шакьямуни, Будды Безграничного Света Амитабха и бодхисаттвы Бесконечного Сочувствия Авалокитешвара.

Помимо буддистских рисунков и надписей имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII-IX веков, предположительно оставленные кипчаками. Тамгалы-Тас находится под защитой правительства Казахстана как культурный памятник и является Буддийским храмом под открытым небом, о чем свидетельствует табличка при въезде в урочище.

По выходным приезжает много народа на пикники и на скалы, позаниматься скалолазанием. Иногда даже было тесно (там, где маршруты попроще, на Яблоках).
Первые дни было прохладно по ночам, из трёх спальников, что мы взяли с собой, грел только пуховый — летний и чуть потолще второй «не держали». Несколько раз был несильный дождь, один раз совершенно внезапно пошёл град с фасолину. Остальное время было тепло, сухо и комфортно.

Домой

Наш поезд отбывал вечером, а в Алматы мы оказались уже днём. Неспешно погуляли по окрестному торговому центру, там же за приятные цены поели внутри супермаркета и закупились продуктами в дорогу.

Наконец, подошло время и прохладным вечером мы вышли на перрон и отправились к своему вагону.
Проводник пристально всмотрелся в наши рюкзаки с палаткой, документы и билеты до Мангышлака, и выразил свои соболезнования: вы с нами до конца. После он подсел к нам в вагоне, и стал рассказывать истории о других необычных пассажирах, несомненно, относя нас к той же категории — о французах, которые ехали смотреть Каспийское море, о велосипедистах из каких-то Европ, которые почему-то не говорили по-русски. Я подумал, что теперь это не просто проводник, но проводник из мира обычного обывателя в наш, незаметно возникший, в котором, как ему кажется, мы занимаемся чем-то чудным и странным.
Удивительное рядом.

Выражаем благодарность директору альплагеря Туюк-Су Артёму Скопину за возможность поехать, а также инструктору лагеря Кириллу Белоцерковскому за предоставленное снаряжение.