Храмы Ангкора

Отделка храма Бантей Кдей

Отделка храма Бантей Кдей

Храмы комплекса разбросаны на территории площадью более тысячи квадратных километров, между озером Тонлесап и горами Кулен, а самые известные и «знаковые» из них расположены ближе к городу Сиемреап. Около 400 км² площади парка внесено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия (в 1992 году). При этом Ангкор не воспринимается как сборник музейных экспонатов под открытым небом, его храмы гордо возвышаются посреди участков плотного леса и рисовых полей, и хранят в себе древнюю и загадочную атмосферу. Впрочем, из-за толп туристов насладиться аутентичностью храмов иногда может оказаться непросто.

Святилища Ангкора так же разнообразны, как и цари, которые их построили — каждый храм имеет свои собственные мотивы и божество, которому посвящена постройка. Старинные монументы настолько впечатляли западных исследователей, что те не могли поверить, что их построили кхмеры с их примитивной (с предвзятой точки зрения колониста) культурой. В 1601 году путешественник Марцелло де Рибаденейра писал о руинах Ангкора, как о древнем городе, который был выстроен римлянами или Александром Великим. Первый популяризатор Ангкора, Анри Муо, также не верил, что храмы возвели кхмеры, и ошибочно датировал их примерно той же эпохой, на которую пришелся расцвет Римской империи.

Назначение храмов

О захоронениях умерших в Ангкоре нет почти никакой археологической информации. До 1963 года не было обнаружено ни одного захоронения, пока у одной из королевских купален (Шра Шранг) не нашли место погребения, которое использовалось в XI-XV вв. В соответствии с индуистскими и буддистскими обычаями, умершие кремировались, а пепел помещался в большие урны, которые окружались пожертвованиями, включающими фарфор, оружие и инструменты, свинцовые слитки, бронзовые статуи Будды. Такие захоронения делались для людей высокого ранга, простые люди обходились обычной кремацией (Чжоу Дагуань также приводит описание погребальных обрядов, в которых тела умерших оставлялись на съедение диким зверям).

Некоторые святилища изначально строились как мавзолеи и не были общедоступными храмами и местами паломничества, в них хоронили царственных особ, которые продолжали править в загробном мире. Прах умершего помещался в саркофаг, располагавшийся под статуями покровительствующего ему божества, образ которого принимал монарх после смерти. С последним связана традиция присвоения кхмерским монархам посмертных имён.

При таком двойственном назначении, храмы всё же больше несли функцию культового места для проведения обрядов, чем некрополей. Храмы, построенные в честь монархов, были призваны стяжать тому духовные блага, они предназначались только для короля, служителей культа и высшей аристократии, простой народ же не имел доступа в пределы святилища.

Содержание храмов, организация пышных церемоний и обрядов были весьма затратными, что, в конечном итоге, внесло свой вклад в упадок империи, как считают историки. Для примера, надписи в храме Та Прохм гласят, что его обслуживали 79 365 человек (!), и это только один из действовавших в то время храмов.

Устройство города


Проект австралийского Университета Монаша «Визуализация Ангкора»

Интересные сведения, сообщаемые испанскими и португальскими текстами XVI в., относятся к описанию ирригационных систем кхмеров. В стране, где сухой и жаркий сезон чередуется с сезоном дождей, смысл подобной системы заключается в том, чтобы компенсировать засуху, которая свирепствует в течение семи месяцев в году, а также предотвратить разрушительные наводнения в сезон дождей. Ирригационная сеть строилась с таким расчетом, чтобы создавать запасы воды во время дождей и иметь возможность использовать ее во время периода засухи.

Для этой цели страна была буквально застроена бассейнами и фонтанами, объединенными в развитую сеть каналов и рвов. Эти бассейны, дно которых было водонепроницаемым, в период дождей наполнялись естественным образом. Весь район Ангкора состоял из прямоугольных рисовых полей, расположенных в шахматном порядке, примерно так же, как в наши дни рисовые поля располагаются в дельтах рек. Рисовые поля, правильно орошаемые, давали в то время три-четыре богатых урожая в год.

Другой целью при создании ирригационной системы было стремление сохранить структуру почвы, сделать так, чтобы плодородные земли не уносились вместе с водой во время сезона дождей. Плотины позволяли пешеходам передвигаться по городу в любое время года, а по каналам плавали пироги.

Чжоу Дагуань писал, что жителям Ангкора приносило удовольствие частое купание в реке Сием Рип и в бесчисленных искусственных водоемах и бассейнах, которыми был испещрен город для спасения от жары. По этим сведениям, женщины города часто собирались на массовые купания, где не было социального разделения, и все были равны, причём нагота не считалась чем-то постыдным. Более того, на это действо мог прийти посмотреть любой желающий, и Чжоу Дагуань даже приводит нескромные подробности о свободных сексуальных связях, которые там случались.

Королевский дворец был сердцем города, но сам город занимал гораздо большее пространство, дома стояли на сваях вдоль каналов, как современные деревни по берегам рек. Роль города, как центра ирригационной системы, состояла в орошении полей соседних деревень, обеспечивая урожаем, а значит, и едой своих жителей.

Каждый новый король, достраивая столицу, увеличивал и совершенствовал систему водоснабжения на благо населения, о чём свидетельствуют надписи в храмах (строились не только каналы и водохранилища, также и больницы, аптеки, школы, дороги, мосты). Но со временем, полезная обществу деятельность кхмерских королей была подорвана гигантскими усилиями в области строительства, которые требовались от народа. Социальное равновесие, состоявшее в правильном чередовании работ общественного характера и строительства религиозных сооружений, нарушилось, что повлекло за собой крушение всей системы. Заброшенная система водоснабжения, каналы, за которыми переставали следить, а дальше эрозия почв и истощение ресурсов — все эти последствия неуёмной страсти монархов к строительству храмов считаются вескими причинами угасания Кхмерской империи.

Устройство храмов

Ангкор-Ват, построенный по принципу храм-гора (источник: www.airpano.com)

Ангкор-Ват, построенный по принципу храм-гора (источник: www.airpano.com)

Многие факты свидетельствуют о том, что строительство каждого храма готовилось самым тщательным образом, и согласовывалась с религиозными представлениями кхмеров о вселенской гармонии. Прежде всего, астрономы определяли подходящее место строительства, на котором архитекторы и служители культа делали обширное «толкование пространства», размечая план таким образом, чтобы построенное сооружение было чётко ориентировано своими четырьмя входами по сторонам света.

Преобладание восточной ориентации храмов отчасти являлось олицетворением культа солнца, свойственного многим древним цивилизациям. По утверждениям археологов, расположение главного входа почти всех храмов точно ориентировано на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. В этот день, когда светило обладает наивысшей силой, процессии совершали обходы вокруг храмов, прославляя солнце и повторяя на земле небесную траекторию его движения.

Большинство памятников Ангкора соответствуют главному архитектурному типу храма-горы. Они представляют собой ступенчатые пирамиды, каждый ярус которых, подчиняясь законам пропорции, уменьшается в сравнении с предыдущим. Храмы-горы, воздвигаемые сначала на естественном, а позднее и на искусственном основании, своими формами были уподоблены мифической горе Меру, где, как верили кхмеры, пребывают боги, и вершина которой становится посмертным пристанищем их правителей. Пирамиды венчались одной или несколькими башнями, расположенными в шахматном порядке. Пять башен олицетворяли пять вершин священной горы. Резервуары с водой (бараи), расположенные у храма, символизировали вселенский океан, из которого поднимается гора. Иногда глубоким колодцем, пронизывающим пирамиду сверху вниз, подчёркивалось то, что гора Меру была осью вселенной.

Кхмерские архитекторы, первоначально копировавшие индийские образцы, со временем оставили своих коллег далеко позади. Одной из их гениальных находок было широкое применение принципа зеркального отражения. Расположение перед храмами бассейнов, в которых отражались храмовые башни, позволяло получить полную идентичность с горой Меру, уходившей под землю на такую же глубину, какой была её высота. Активно использовался принцип перспективы, создающий эффект большего размера храма в сравнении с его натуральной величиной. Игра света и тени подчёркивала объёмные элементы фасада, длинные тени двойных колоннад создавали ощущения постоянного движения, а ригели дверей украшались тончайшей резьбой по камню, воссоздающей растительные орнаменты праздничных гирлянд.

С дальнейшим усилением в Камбодже позиций буддизма, одной из традиций которого является жизнь в общине, храмы стали постепенно превращаться в монастыри.

Ваты

Многие храмы комплекса имеют суффикс «ват», что обычно переводят как «пагода», хотя на самом деле, «ват» означает «монастырь». Камбоджийцы часто посещают ваты, как по обязательным поводам, вроде особых дней в году, так и по собственному желанию — помолиться за удачу или даже просто на семейный пикник.

Ват окружён стенами со входами с каждой стороны; в центре находится вихара, главное святилище, которое содержит наиболее важные изображения Будды. Стены вихары обычно украшены цветной росписью со сценами из жизни Будды, часто эти украшения создаются на пожертвования богатых камбоджийцев, которые хотят получить духовные блага. Вихара используется исключительно монахами, и доступ внутрь мирянам запрещён. Внутри монахи проводят религиозные церемонии, медитируют и спят (кельи также могут располагаться вдоль стен монастыря).

Отдельный зал — главный центр активности вата, здесь происходит приём пищи, а также проводятся церемонии для мирян. Стены часто расписываются сценами из Джатаки, сборника притч о прошлых жизнях Будды. У алтаря буддисты молятся и выражают своё почтение Будде.

Паломник у храма Пхименакас

Паломник у храма Пхименакас

Также, внутри ватов часто находится крематорий и чеди (ступы), содержащие прах умерших. Маленькие домики вокруг вата могут использоваться для медитации, хотя чаще там живут прислужники и пожилые.

Мотивы в оформлении храмов

Храмы Ангкора отражают уникальное смешение атрибутов индуизма и буддизма (также древних языческих культов), которые пластами наслаиваются друг на друга, и составляют удивительное сочетание, при этом не противоречащее самому себе. В течении времён одни правители сменяли других, и часто новый король поддерживал другой культ, отличный от верований своего предшественника. Официальная религия страны периодически менялась с индуизма (шиваизм и вишнуизм) на буддизм, что отражалось в оформлении строящихся храмов. При этом, практически каждый правитель проявлял лояльность к уже существующим храмам, и старый культ продолжал функционировать параллельно с новым.

В оформлении храмов (барельефы, изваяния) используются сцены на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов («Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавата-пурана»), а также эпизоды из кхмерской истории и быта.

Наиболее часто изображающееся животное в кхмерском искусстве — это нага, мифиче­ская змея, стилизация кобры. Это распространенное в Камбодже божество воды и подземных сфер, иг­рающее первостепенную роль в местных древних куль­тах. По легендам, первые цари Бапнома (или Фунань, первое кхмерское государство, I-VI вв) произошли от союза брахмана и дочери царя наг, все дальнейшие кхмерские правители также считали себя их потомками.

Наги изображаются всюду, мы видим их в форме балюстрад, которые обрамляют лестницы и аллеи Ангкора, они окружают бассейн, укра­шают перекладины над дверьми и окнами, служат украшениями фасадов. Именно на змее возлежит Вишну; змея была использована для того, чтобы сбить масло в молочном море (далее); змеи окружают запястья и тело Шивы с Ганешей; на кольцах свернув­шейся змеи сидит Будда, в то время как капюшоны её многочисленных голов укрывают его от дождя.

Одним из самых характерных изображений в искусстве ангкорского периода являются также апсары. Апсары (санскр. «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды, часто выступали искусительницами праведных аскетов. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и драгоценности. Апсары украшают стены по всей территории Ангкор-Вата, Байона и других храмов комплекса.

Иногда одним из мотивов кхмерских ху­дожников становится черепаха (как аватара Вишну), легенда, взятая из «Бхагавата-пураны», большого эпоса вишнуизма. Эта история, известная как «сбивание масла из молочного моря» (также Пахтанье Молочного океана), много раз изображалась на памятниках группы Ангкора.

В далекие времена священная ваза, содержа­щая амриту, напиток бессмертия, находилась глубоко на дне молочного моря. Боги и демоны решили, соеди­нив усилия, сбить это море и завладеть напитком. Они задумали использовать для этого гору Мандара. Чтобы привести ее в движение, мифическая змея Васуки об­вила гору кольцами своего тела, а боги и демоны по­переменно тянули ее за хвост и за голову, причем Виш­ну в образе человека руководил их действиями.

Вдруг случилось так, что гора чуть было не прова­лилась в море. Тогда Вишну, приняв образ черепахи, подставил свой панцирь под гору и восстановил равно­весие. Наконец, из молочного моря появилась серебряная чаша с напитком бессмертия. Демоны хотели завладеть напитком, но Вишну принял образ женщины потрясающей красоты, и очарованные демоны забыли о чаше, которая благо­даря этой уловке досталась богам.
Более подробно о Пахтанье Молочного океана.

Шива часто изображается в храмах в виде одного лишь его символа — линги (лингама). Изваяния эти абсолютно целомудренны и не допус­кают кривотолков. Они состоят из трех частей — куби­ческой основы, покоящейся в центре квадратной чаши: эта основа поддерживает стержень восьмиугольной формы, который заканчивается полусферической вер­хушкой, на которой иногда слегка намечена фигура Шивы. Верующие льют на лингу воду, растопленное масло, осыпают цветами. Чаша, куда все это попадает, изображает землю, тогда как подношения символизи­руют проникновение в землю очистительных вод. Культ линги, символизирую­щий правителя, периодически становился официальным культом государства, и его символы часто находили отражение в архитектуре кхмерских храмов. Известно, что во время смены религиозных убеждений правителей с буддизма на индуизм, статуи будд в храмах вандализировались и переделывались в линги.

Буддизм также оставил значительный след в иконографии и архитектуре Ангкора. Авалокитешвара («Владыка, смотрящий с высоты»), воплощающий бесконечное сострадание всех будд, имел в Камбодже наибольшую популярность после Будды Шакьямуни. Его изображения венчают храмы, размещаются над воротами и на фронтонах монументов. Храм Байон наиболее известен своими массивными статуями голов Авалокитешвары, которые возвышаются вокруг его центральной башни.

Ещё одна популярная тема кхмерского искусства — это статуэтки и скульптуры, изображающие Будду Майтрея («Владыка, наречённый Состраданием»), грядущего Учителя человечества. Будда Майтрейя и по сей день почитаем буддистами Камбоджи (как Тхеравады, так и Махаяны), также, как и во времена Джаявармана VII.

Все культы и верования сочетаются в мировоззрении современного камбоджий­ца без противоречий и в полной гармонии, так же, как и у древних кхмеров. Этому имеются многочис­ленные доказательства как в надписях, так и в архи­тектуре и иконографии: храмы построены одним и тем же правителем, но одни буддийские, другие вишнуитские или шиваитские, алтари с изображением одновре­менно богов всех религий. Эта смесь верований и куль­тов — основная особенность религиозной жизни кхме­ров. Нельзя забывать и о главном элементе — примитив­ных местных культах, где бесчисленные наги являются наиболее распространенным мотивом.

Более подробно тема религии в жизни древних кхмеров раскрыта в книге А. Миго (глава «Культы и религия кхмеров»). Также сведения по теме можно почерпнуть здесь: «Ритуальная жизнь в классическом Ангкоре».

Об истории Ангкора, его открытиях и других интересных фактах в нашей предыдущей статье — краткий обзор Ангкора.

Источники и ссылки

  • «Кхмеры (история Камбоджи с древнейших времен)», Андре Миго, 1973 (ссылка)
  • The Rough Guide to Cambodia (B. Palmer, S. Martin, 2008) (ссылка)
  • Cambodia (8th edition, Lonely planet, 2012) (ссылка)
  • Энтузиастский сайт с более чем подробными сведениями о монументах Ангкора, его истории и всем, что связано с комплексом — www.angkorwat.ru
  • Энтузиастский сайт с большим количеством информации о храмах, исследованиях и исследователях Ангкора — angkor.cc
  • Путеводитель по Ангкору Мориса Глеза (1886 — 1964, куратор археологических памятников Ангкора). Содержит подробные карты и варианты маршрутов на несколько дней
  • Раздел об Ангкоре на сайте ЮНЕСКО (en)
  • Карта с отмеченными храмами на Google Maps, поддерживает поиск

Читать ещё